Вторник, 15.06.2010, 06:15
Гагаузия в новостях
Главная | Новости от пользователей | Мой профиль | Выход | Связь с администрацией | | Регистрация | Вход


Форма входа
E-mail:
Пароль:


Меню сайта


Реклама от Google


ТОП новостей
[14.01.2010]
Петя... Петя... Что ж ты, Петя... (8)
[29.10.2009]
Чадыр-Лунга двухтысячных превращается в Казань восьмидесятых (5)
[20.10.2009]
Выходец из Комрата Василий Станчу является "мозговым центром" в уголовной среде России (1)
[05.01.2010]
Информационная война продолжается. Михаил Формузал теряет сторонников (2)
[29.10.2009]
Родному языку надо учиться и учить детей (1)
[12.12.2009]
11 декабря на 88-м километре трассы Кишинев — Джурджулешты погиб работник прокуратуры Комрата (0)


Поиск


Пользователи пишут
[19.05.2010]
Монтаж электроустановок под ключ с оформлением документов. (0)
[10.05.2010]
Чадыр-Лунга (0)
[05.05.2010]
Чадыр-Лунга. Неизвестное об известном (1)
[20.04.2010]
Тринка Ивану Георгиевичу (0)
[19.04.2010]
Катынь, поляки и Федя Тукан (0)


Гагаузоведение
Главная » 2010 » Май » 5 » Чадыр-Лунга. Неизвестное об известном
Чадыр-Лунга. Неизвестное об известном
22:32
С раннего детства засыпать под стук колес несущихся по железной дороге поездов вошло в привычку. В те времена почему-то все рейсы "товарняков" осуществлялись ночью. Или просто днем в городе было шумно, и грохота не ощущалось так сильно, как по ночам. Причем, вне зависимости от того, в какой части города ты живешь, стук колес слышно одинаково, ибо "железка" буквально делит город  пополам и проходит посередине. В прошлом веке, кстати, верхняя часть города (до железной дороги) называлась Чадыр, а нижняя - Тирасполем (Тришполи). Прямо как в свое время  ГДР и ФРГ в мини-проекции.

Так вот, собственно, к чему веду речь. Такая привычная мне "железка", оказывается, имеет весьма интересную историю. И узнала я ее только сейчас, хм, однако .

Оказывается, к строительству железной дороги в этой местности приступили лишь по причине русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Война застала Росиию неподготовленной в транспортном отношении, и пришлось в срочном порядке строить новую ветку от Бендер к Рени и дальше, к Галацу. В начале войны 1877 император Александр II признал строительство дороги от Бендер до Галаца "не терпящей отлагательства". Работы велись с такой скоростью, что уже через три месяца и двенадцать дней было открыто движение. Длина пути составляла 235,4 версты. Первый поезд прошел через наш город (который тогда был даже не селом) 7 ноября 1877 года.

В период русских революций наши железнодорожники были пионерами революционного движения в крае. В годы румынской оккупации, из-за неистребимого антирумынского духа, железнодорожники вызывали ярость властей. Станция "Чадыр-Лунга" практически была уничтожена, некоторые участки путей - разобраны.

В первые часы войны 1941-года бомбовым налетам подверглись станции Табаки, Рени, Бессарабская. Движение в юго-западном направлении было прервано на четыре года. Восстановление началось лишь в 1944-м...

Станция "Чадыр-Лунга" стала невольным свидетелем страшной трагедии голодомора 1946-47 годов. Здесь, под открытым небом, на глазах обезумевших от голода людей, гнило зерно, отобранное у крестьян в счет госпоставок. Вывезти его не смогли, но и голодающим не дали...

По этой же дороге возвращались домой невинно пострадавшие репрессированные и высланные из родных мест жители города... 

В 1958 году указом  Верховного Совета МССР сёла Тришполи и Чадыр были объединены. Город назвали Чадыр-Лунгой (по названию речки, на которой стоит). Ч-Л стала вторым по экономическому значению и величине городом на юге Молдавии. Ж/Д станция работала день и ночь, отгружая фрукты и овощи, а также продукцию наших фабрик и заводов. А промышленность тут была действительно колоссальная: знаменитейшие и непревзойденные по качеству продукты и товары выпускали местный мясокомбинат, молокозавод, табакфермзавод, ковровая фабрика. А ЗЭТО (завод электротермического оборудования) - был единственным в Молдавии и одним из шести существовавших тогда во всем Советском Союзе аналогичных заводов! Впрочем, это уже совсем другая история...
Просмотров: 49 | Добавил: Чирим | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
0  
1 Ната   (15.05.2010 15:37)
Понравилась история? Читайте и вдальнейшем неизвестные
факты о Чадыр-Лунге на моем блоге http://blogs.mail.ru/mail/nata_chebotari/

Имя *:
Email:
Код *:


Наши партнеры


Наша статистика


Новости Молдовы


Библиотека КГУ
Русские новостные сайты



фотоаппараты Samsung

Рейтинг сайтов TOP•MostInfo.net  Новости и СМИ :: Новости


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Адвокат Поляков Максим Анатольевич, (495) 518-7262


Реклама




Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Архив записей


    Размести новость
    Гагаузия в новостях, e-mail: info@gagauzia.ruКонструктор сайтов - uCoz
    СЕОкаталог - оптимистичный справочник веб-сайтов.