Гагаузия в новостях - это новости Гагаузии в СМИ Гагауз Ери, Молдовы и других стран. Публикации о Гагаузии в Интернете. Общество. Политика. Культура. Образование. Спорт. Криминал. Объявления. Новости и реклама от пользователей сайта.

Новости Гагаузии Гагаузия в Интернете История Буджака Выдающиеся гагаузы Добавь свою новость

Меню сайта

Это интересно

Гагаузия в Интернете

Выдающиеся гагаузы


Дмитрий Чакир (1839-1916)

Священник и гагаузский просветитель в третьем поколении, внук основателя Чадыр-Лунги Захария Чакира. Говорят, внуки и деды часто больше похожи друг на друга, чем сыновья и отцы. Дмитрий Чакир был священником и просветителем в третьем поколении: он - внук Захария Чакира. Правда, Дмитрий Чакир жил в другое время, и служение его было иным.
Дмитрий Чакир родился в 1839 г. в селе Чадыр-Лунга, основанном его дедом, в семье священника. Он без колебаний выбирает тот же путь, что отец и дед. После окончания духовной семинарии в Кишиневе молодого священника определяют в приход села Ивановка-Болгарская, а через несколько лет переводят в село Исерлия, где он проработал всю жизнь.
В 1991 г. под основанием каменного креста на могиле отца Захария обнаружили экземпляр книги Дмитрия Чакира «Биографический очерк рода и фамилии Чакир». Отец Дмитрий был не только настойчивым исследователем, собиравшим рассказы старожилов, но литератором, умело воссоздававшим тонкую ткань времени. Образ деда - первого священника в роду Чакир - всю жизнь сопровождал внука, словно благословляя его начинания.
Книга протоиерея посвящена роду Чакир, выходцам из села Шабла. Конечно, он много пишет о деде. «Знавшие Захария старожилы рассказывают, что он владел приятным голосом и пел с особенным умением и толком». «Захарий Чакир не получил систематического школьного образования, но был нравственно развит, с живой младенческой верой в Бога и деятельной любовью...» «Пастырская деятельность отца Захария не ограничивалась только исполнением треб -он с любовью вникал во все нужды прихожан».
В своем исследовании протоиерей пытается объяснить происхождение этнонима «гагауз» на основании народной этимологии. Интересны собранные им фамилии и имена старожилов-гагаузов: Танас Касым-Янакиоз, Нанущ, Ева, Коста-пономарь, Янчу... Есть в книге и сведения экономического характера, позволяющие увидеть воочию расцвет гагаузских переселенцев в Буджаке. Автор рассказывает о хозяйстве деда: «Он имел табун, состоящий из 50 и более лошадей, до 1000 овец, до 100 голов рогатого скота и несколько сотен пчелиных ульев». В те годы такой достаток был нормой.
Совсем другие ноты звучат, когда протоиерей пишет о своем отце: более нежные и почему-то окрашенные грустью. Видимо, жизнь давалась Георгию Чакиру нелегко. То ли времена изменились, то ли такой он был человек -негромкий, созерцательный. «Отец мой знал все тяготы и нужды деревенской жизни не из книг, не через третьи руки, но сам воочию наблюдал ее. Отец родился, вырос и воспитывался в Чадыр-Лунге, здесь ему суждено было жить и священствовать безвыездно и непрерывно до самой смерти».
Читая теплые, яркие строки детских воспоминаний, понимаешь, что в такие минуты красота человеческой общности побудила мальчика осознать свой будущий путь, увидеть себя на месте отца, принимающего поздравления от сельчан, и согласиться с тем, что так будет всегда. «Все прихожане в дни Рождественских праздников и Пасхи считали своим долгом явиться к отцу вдвоем, муж и жена -поздравить и подать приношения: в дни Пасхи - большой калач и сверху на нем - красные яйца, а на Рождество -калач с жареной курицей сверху».
Отец Дмитрий не был бы внуком отца Захарий, если бы упустил из виду педагогическую деятельность. Много лет он преподавал в сельских школах Закон Божий. Прихожан привлекал в нем и просветительский пыл, и глубокое знание традиций, народной культуры. На 25-летие служения отца Дмитрия в Исерлии прихожане подарили ему наперсный крест с украшениями, а прихожане из его первого прихода, села Ивановка-Болгарская, - икону Спасителя в серебряной ризе с позолотой...
Наградами отца Дмитрия не обошли и власти, и епархиальное начальство. За успехи в области образования в 1909 году его наградили медалью в память 25-летия церковно-приходских школ. Среди пожалованных ему знаков отличия - скуфья, камилавка, наперсный крест от Святейшего Синода. В 1894 г. он получает орден Святой Анны III степени. В 1906 г. за особую пастырскую деятельность и ревность в наставлении и просвещении прихожан отцу Дмитрию был присвоен сан протоиерея. А в 1914 г. протоиерей был награжден орденом Св. Владимира IV степени за 50-летнее усердное служение церкви.
Отец Дмитрий состоял действительным членом Кишиневского православного миссионерского общества, Кишиневского православного христо-рождественского братства, Семинарского трехсвятительского братства, а также Бессарабского церковного историко-археологического общества, которое собиралось открыть музей, и отец Дмитрий передал в дар музею деревянный крест XVII века, привезенный дедом со святой горы Афон, а также - медный наперсный крест, которым Захарий Чакир был награжден в память о войне 1812 года.
Протоиерей умер в 1916 году в селе Кебабче. Вот что он писал незадолго до смерти, спокойно подытоживая для себя прожитое: «Крепко старался дать народу образование и улучшить его хозяйство, и поэтому учил не только грамоте, но и пахать, и не простыми деревянными сохами, а немецкими плугами, заниматься огородничеством, садоводством, шелководством - словом, учил всему, что я знал или жена моя умела». Почему-то именно в этих бесхитростных строках он ближе всего соприкасается со своим великим дедом Захарием.

via www.gagauzy.com

назад                                                                                 вперед

Форма входа

Спонсоры сайта
курсовая на заказ, написание диплома курсовая на заказ можно сделать в учебном центре

Поиск
Гагаузия в новостях, e-mail: info@gagauzia.ruКонструктор сайтов - uCoz