Гагаузия в новостях - это новости Гагаузии в СМИ Гагауз Ери, Молдовы и других стран. Публикации о Гагаузии в Интернете. Общество. Политика. Культура. Образование. Спорт. Криминал. Объявления. Новости и реклама от пользователей сайта.

Новости Гагаузии Гагаузия в Интернете История Буджака Выдающиеся гагаузы Добавь свою новость

Меню сайта

Это интересно

Гагаузия в Интернете

Выдающиеся гагаузы

Добруджа - историческая родина гагаузов

Сотрудники отдела гагаузоведения АН РМ Д.Никогло и Е.Квилинкова организовали этнографическую экспедицию в гагаузские села Болгарии. Собранные материалы дополнили их диссертационные работы, которые были успешно защищены в Москве этой весной. Предлагаем читателю заметки молодых ученых.

... Кто мы и откуда? Этот извечный вопрос волнует всех, кто интересуется судьбой своего народа.

На долю исследователей гагаузского феномена выпала нелегкая задача. Отсутствие археологических источников, письменных памятников затрудняет ее разрешение. Ученые, изучавшие эту проблему, пришли к выводу: гагаузский этнос сформировался на Балканах - колыбели многих цивилизаций. Северо-восточная Болгария и ее часть, именуемая Добруджей, является исторической родиной гагаузов.

Нам посчастливилось побывать на этой чудесной земле.

Приехав в город Каварну, мы сразу поспешили на морской берег. Первое, что увидели - величественный Чиракман. Силуэт этой горы напоминает застывший на вечной вахте белый корабль. С глубокой древности гора была единственным ориентиром для морских судов. Ее название имеет древнетюркское происхождение и обозначает "светильник", "факел".

Этот удивительный край буквально дышит историей. От эпохи греческой колонизации до нас дошел топоним Бизоне, которым называли поселение на мысе Чиракман. С V11 века, с образованием Первого Болгарского царства Бизоне получает новое имя - Карвуна. С ним эта местность вступает в эпоху Средневековья и становится центром добруджанского деспотства, где впоследствии властвовали феодал Балик и его брат Добротица. Каварна торговала с Византией, Венецией и процветала вплоть до Х1V века, до османского владычества.

Сейчас Каварна - милый, уютный курортный городок. Действуют две православные церкви, два археологических музея и один этнографический, где есть "гагаузская комната", в которой представлены женское платье, украшения и другие экспонаты.

На центральной улице, названной в честь Добротицы, рядом с церковью находится дом местного священника, отца Василия по фамилии Селемет, нашего земляка из Вулканешт. Окончив Софийскую духовную семинарию, он был назначен на работу в одну из церквей г.Каварна. Это удивительно добрый и отзывчивый человек, его уважают в приходе. Кроме того, он очень болеет душой за гагаузов, интересуется историей своего народа. Благодаря ему нам удалось побывать в гагаузских селах, познакомиться с интересными людьми, побывать на живописном мысе Калиакра. Именно с этим местом связана легенда, датируемая концом Х1V-началом ХV века о сорока девушках, которые бросились в море, предпочитая смерть рабству.

На Калиакре множество языческих жертвенников. Житель села Българево гагауз Яниш Костадинов Райчев, каменщик по профессии, прекрасно знающий все местные достопримечательности, повез нас посмотреть древний жертвенник праболгарского периода "Картал йалаа". Он расположен на краю обрыва у моря и представляет собой небольшого размера выдолбленную яму прямоугольной формы со стоком в соседнюю более глубокую лунку, в которую стекала кровь жертвенного животного. По окончании обряда в лунке, по-видимому, оставалась кровь, на которую слетались орлы. Возможно, поэтому и получил такое название данный жертвенник.

Больше всего, конечно, нас интересовали соплеменники, живущие здесь. Какие они, гагаузы Болгарии? Такие же, как мы, или чем-то отличаются от нас? Да, они очень похожи на наших гагаузов, но в то же время другие.

Прежде всего, они идентифицируют себя с болгарами и в паспортах тоже записаны болгарами. На вопрос: "Кто вы по национальности?", - отвечают: "Мы гагаузы, но мы болгары". Процессы культурной ассимиляции привели к тому, что все гагаузы Болгарии стали двуязычными. Даже в семейном кругу чаще всего говорят по-болгарски.

Старшее поколение хорошо владеет гагаузским языком. Однако, если спросить, знают ли они гагаузский язык, они ответят, что не знают, так как свой родной язык они называют "тюркча". Большинство людей средних лет понимают гагаузский, но уже не говорят на нем. Молодежь постепенно утрачивает родной язык, хотя есть, конечно, дети дошкольного возраста и подростки (воспитанные бабушками), которые могут говорить по-гагаузски. Это наблюдается в более архаичных селах Варненского округа.

Немного удручает тот факт, что подавляющее большинство гагаузов стесняется своей национальности. Об этом еще в конце Х1Х века писал чешский историк К.Иричек. Интегрируясь в болгарский этнос, они стараются лишний раз не подчеркивать свою истинную этническую принадлежность, хотя бывают и исключения. Так, в селе Камен бряг мы познакомились с молодым мужчиной по имени Атанас Илиев Карагюлиев, который гордился тем, что он гагауз и был несказанно рад, что познакомился с нами и услышал свой родной язык. Его чрезвычайно интересовали гагаузы Молдовы.

О традициях. В какой-то мере они сохраняются, но натиск цивилизации приводит к частичной или полной их утрате. Так, подавляющее число гагаузских женщин села Българево (оно считается символическим центром гагаузов Болгарии) носят короткие стрижки, одеваются в блузки и юбки. Гагаузки же сел Кичево и Генерал Кантарджиево носят длинные волосы, собирая их в узел, одеваются в платья и выглядят более традиционно. Интересно, что в Х1Х и даже в начале ХХ века гагаузский женский костюм включал шаровары.

Менее подверженной изменениям оказалась система питания гагаузов. Однако и здесь наблюдается влияние городской культуры. Довольно забавно было наблюдать за тем, как в селах вместо привычных вина, манджи, брынзы нас угощали пивом, сосисками, хлебом, купленными в магазине. Даже на Пасху местные гагаузы покупают куличи ("козонак") в магазине. Интересно, что в каждом доме гостей принято потчевать вареньем, что, возможно, объясняется турецким влиянием.

Вместе с тем, в питании гагаузов присутствуют такие архаичные блюда как "кускус", "таран", "айран". Эти виды пищи исчезли из быта бессарабских гагаузов, хотя, согласно сведениям известного русского ученого В.Мошкова, в начале ХХ века они еще сохранялись. Близость моря обусловила наличие в питании гагаузов Болгарии большого количества рыбы и морских продуктов.

Интересно, что на столе гагаузов Болгарии нет холодца из мяса домашней птицы. Обычным является свиной холодец. Вместо кислого кваса (борч), которым заправляют суп бессарабские гагаузы, местные гагаузы используют кислое молоко со взбитым яйцом. Поэтому по виду и вкусу чорба гагаузов Болгарии напоминает турецкую чорбу.

Во время экспедиции мы уделяли особое внимание поискам обрядовой поэзии на родном языке у гагаузов Болгарии, чтобы иметь возможность сравнивать с тем или иным обрядом у гагаузов Молдовы. Так, по сведениям В.Мошкова, обряд Пипируда был заимствован гагаузами Бессарабии у болгар в конце Х1Х века. Однако наши исследования показали, что гагаузы Болгарии не только исполняли обряд Пипируда, но при этом пели песню на родном языке. Кроме того, отмечается почти полное сходство обряда вызывания дождя у гагаузов Бессарабии и Болгарии. Это позволяет говорить о том, что этот обряд совершался гагаузами еще на Балканах.

А вот обряд курбан имеет свои отличия. У гагаузов Болгарии, как и у болгар, блюдо курбан готовят на поминки. Кроме того, как и другие народы Балканского полуострова, гагаузы Болгарии готовят как "курбан с булгаром" (аналогично плову), так и вареный курбан (бульон с мясом). При этом вареный курбан используется в основном в поминальной обрядности, а также на новоселье, то есть в тех случаях, когда приглашается большое количество людей. Отметим, что у гагаузов Молдовы отсутствуют поминальный и вареный курбан.

Связь с культом предков проходит через всю календарную обрядность. Особенно это проявляется в праздниках, связанных со скотоводческой деятельностью, например, в празднике Хедерлез, который знаменует начало сезона. Жители села Българево устраивали в этот день большие гуляния за селом возле огромного древнего кургана. При этом молодые женщины и дети кувыркались с земляной насыпи. Магический смысл этого обычая заключается в стремлении "обеспечить" себя здоровьем и благополучием с помощью прикосновения к могиле предка - то есть с помощью контактной магии.

В то же время у гагаузов Болгарии отсутвуют некоторые обряды и праздники, широко распространенные у бессарабских гагаузов, например, Пасха в память об умерших, праздник в честь Чеснока, новогодние колядования. Наличие этих обрядов у гагаузов Бессарабии объясняется этнокультурным влиянием соседних народов.

У гагаузов Болгарии особо почитаются все четверги - от Чистого четверга (Ак першембя) до Вознесения (Испас), во время которых посещали могилы и одаривали друг друга в память умерших. Общим является отсутствие у гагаузов Болгарии и Бессарабии обычаев, связанных с рождественским огнем и обрядовым поленом, которые широко распространены у болгар. Это свидетельствует о том, что данные обычаи не были утеряны гагаузами Бессарабии.

В то же время у гагаузов Болгарии есть праздник, который не отмечают гагаузы Бессарабии, - Петльов день (2 февраля), когда приносят в жертву петуха "за здоровье мальчиков (сыновей). Этот праздник был заимствован ими у болгар, вероятно, после переселения части гагаузов в Бессарабию. Наряду с этим широко распространено кукерство (ряженье) на "Сырную неделю" (Масленицу) или в понедельник Великого поста. В Бессарабии кукерство известно в болгарских и смешанных болгарско-гагаузских селах, что свидетельствует о болгарском влиянии.

Материалы этой экспедиции позволили еще раз убедиться в том, что гагаузы прибыли в Бессарабию с уже сложившейся культурой и самосознанием. Конечно, печально, что гагаузы Болгарии идентифицируют себя с болгарами и их традиционная культура постепенно утрачивается. Но не стоит в этом кого-либо винить. Судьба гагаузов в разных государствах сложилась по-разному - такова жизнь. Нашему народу предоставлен удивительный шанс - сохраниться и обрести самостоятельность на своей новой Родине, в Молдове.

С грустью мы покидали Добруджу. Благодаря заботе и вниманию гагаузов и болгар, которые помогали нам в этой экспедиции, у нас было ощущение, что мы не в чужой стране, а у себя дома. Жаль было расставаться с родиной наших предков. У нас возникло чувство удивительной генетической сопричастности ко всему, что увидели: к неповторимой природе, чарующим легендам, к истории края. Автобус уносил нас на восток. Позади оставались гагаузские села, их гостеприимные жители, добруджанские каменистые степи, запах моря, шум волн... и, конечно, седой и величественный Чиракман - безмолвный свидетель минувших эпох.

via turkolog.narod.ru

предыдущая страница                                                                   следующая страница

Форма входа

Спонсоры сайта
edfrmed.com France

Новости

Поиск
Гагаузия в новостях, e-mail: info@gagauzia.ruКонструктор сайтов - uCoz