Гагаузия в новостях - История Буджака. Часть II

Гагаузия в новостях - это новости Гагаузии в СМИ Гагауз Ери, Молдовы и других стран. Публикации о Гагаузии в Интернете. Общество. Политика. Культура. Образование. Спорт. Криминал. Объявления. Новости и реклама от пользователей сайта.

Новости Гагаузии Гагаузия в Интернете История Буджака Выдающиеся гагаузы Добавь свою новость

Меню сайта

Это интересно


ЭВОЛЮЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БУДЖАКА ДО АННЕКСИИ БЕССАРАБИИ РОССИЕЙ В 1812 ГОДУ

В настоящее время в этническом отношении Буджак представляет очень пеструю картину, но этот «полиэтнизм» был создан искусственно, т.е. он является следствием государственной политики, направленной на создание этнического многообразия населения, за счет местных румын, особенно в период русско-советской и «самостийной» украинской оккупации. В предшествующие 1812 году столетия, в регионе совместно с коренными румынами, проживали и представители других этнических групп. Их численность, однако, никогда не превышала численности местных.

Гето-даки были самым древним населением этих мест, зафиксированное документально в исторических источниках. «Отец» географии Страбон писал о них, как об уроженцах этих мест. Геты принадлежали к северной ветви фракийцев, населяющих почти весь Балканский полуостров. В специальной литературе до сих пор дебатируется вопрос об идентичности гето-даков. Одно, несомненно, если даже эти два этнонима обозначали два разных народа, они все же настолько были близкородственными, что некоторыми авторами воспринимались как один[i]. На морском побережье, в колониях и торговых,  эмпириях проживали греки, которые старались сохранять мирные отношения с местным воинственным населением. Между гето-даками и греческими колонистами шла оживленная взаимовыгодная торговля.
 
В эллинскую и эллинистическую эпохи античного Причерноморья, Буджакские степи привлекли кочевников скифов, которые относились к иранской языковой семье, за ними последовали родственные скифам племена сарматов, которые вступили в контакт (впрочем, не очень дружественный) с «Pax Romana» («Римским миром»). В течение нескольких веков Днестровско – Прутское междуречье служило приютом бастарнам. Это был конгломерат отдельных древнегерманских племен, основной массив которых населял земли между Эльбой и Рейном.

БУДЖАКСКАЯ СТЕПЬ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И МИФ О ГАГАУЗ ЕРИ («ЗЕМЛЯ ГАГАУЗОВ»)
 
Начиная с III века от Р. Х. греко – римский мир до самых своих основ, был потрясен набегающими одна за другой, волнами степных кочевников.. В конце концов, на протяжении целого тысячелетия, им удалось сокрушить обе империи, возникшие на развалинах «Римского мира» - Западноримскую империю и Восточноримскую, которая в научном мире известна и как Византия.
 
Буджакский коридор становится тем путем, через который кочевники Великой степи шли на приступ рубежей Римской империи. Эта осада была самой длительной за всю историю человечества. С началом эпохи Великого переселения народов связано и первое появление в этом регионе огузов, факт, используемый так называемыми «историками» из местечка Комрат, для утверждения, что Буджакская степь является ни много, ни мало... прародиной гагаузов.

За тысячи километров от Днестровско – Прутского междуречья, где-то между пустыней Гоби и Алтаем, находится древняя родина всех тюркских народов. Их предки занимались скотоводством, которое в ту пору было экстенсивным, и требовало наличия обширных пастбищ и лугов. Любая засуха или возрастание численности населения, вызывало центробежное их излияние на земли соседних племен. Таким образом, возникала цепная реакция, схожая с цунами – чем больше эта убийственная волна удаляется от эпицентра породившего ее землетрясения, тем мощнее и сокрушительнее ее сила.
 
В IV веке из этой степи поднялась волна цунами, которая сокрушила все на своем пути от подножья Алтая до подгорий Альп. Речь, конечно же, идет о гуннах Аттилы, прозванный современниками «бичом Божьим». Вообще-то, собственно гунны составляли лишь ядро этих кочевнических орд, которым удалось протаранить римский лимес, до этого успешно сдерживавший на протяжении более двух столетий, неукротимый напор германских племен.
 
Среди множества более или менее добровольных гуннских союзников, оказались и огузы. Однако, они были одними из многих. После поражения на Каталаунских полях в 451 году по Р. Х. и смерти Аттилы в 453 году, мегаимперия гуннов распалась, и тюркские кочевники отошли в степи  и пустыни Центральной Азии. Огузы вернулись на европейскую сцену лишь в XI веке, но и тогда сыграли эпизодическую роль второго плана.
 
Попытки комратских «историков» представить всех тюркских завоевателей прямыми предками гагаузов, абсурдны и не имеют ничего общего с исторической правдой. Болгары, к примеру, которые пришли на Балканы через Буджак еще в VIII веке – тоже тюркского происхождения. К моменту прихода в регион ка-огузов[ii] они уже давно были ассимилированы пришельцами совсем другого происхождения – славянами. В XI веке от болгар остался лишь этноним, который славяне между Тимоком, Вардаром и Черным морем носят до сегодняшнего дня.
 
Ка-огузы были лишь одним из составных элементов гагаузского народа, притом - далеко не самый главный. Какой смешной показалась бы, к примеру, чья-то попытка отождествить современных французов с франками Хлодвига (Кловиса) от которых они унаследовали имя. Также абсурдно было бы, считать болгар Аспаруха тождественными болгарам Тодора Живкова. Однако, человеческая психология так устроена, что чем незначительнее его роль и происхождение, тем настойчивее его попытки выискать себе более знатных предков.
 
Даже современные турки имеют мало общего с некоторыми из своих предков – османами и сельджуками. Речь, в первую очередь, идет о разговорном языке. Современный турецкий язык создан искусственно, наподобие эсперанто, по президентскому указу. Первый президент Турецкой республики, Мустафа Кемаль Ататюрк приказал изъять из обращения все слова персидского и арабского происхождения. Они составляли более трети словарного запаса старотурецкого языка. Согласно тому же декрету, латинская графика заменила арабскую вязь, свойственную мусульманским народам.
 
Печенеги, которые занимались скотоводством в степях Северного Причерноморья и грабительскими набегами на земли Византийской империи и Киевской Руси, были изгнаны отсюда за Дунай ка-огузами, которых вытеснили из Центральной Азии кыпчаками (куманы, они же половцы). Византийские базилевсы приютили бывших неприятелей с условием, что они воспримут Православие и станут охранять рубежи империи в районе Силистры (Дуростора).

Огузам удалось сохранить свое господство в Диком поле, включая и Буджак, не более полувека, после чего вынуждены были пойти по стопам своих бывших недругов – печенегов и повторить их судьбу. Место огузов было занято победителями – куманами. Они продержались в степи в три раза дольше, чем огузы, однако были вынуждены отступить под беспощадными и сокрушительными ударами татаро – монголов. Единственное отличие в том, что часть из них ушла к венграм и к XVIII столетию совершенно мадьяризировалась.
 
Куманы отошедшие за Дунай, повторили участь печенегов и огузов. Вчерашние враги оказались почти в тех же местах и приняв Православие, взаимоассимилировались. Лингвистические и расовые различия, воспрепятствовали их растворению в окружающих народах (славянских болгар, византийских греков и южнодунайских румын).
 
Следовательно, гагаузский этнос формировался из остатков ка-огузов, печенегов и куман. Самый большой вклад внес куманский элемент, но этноним был взят у ка-огузов, которые смешались и выжили только благодаря защите со стороны Византии. Они спаслись от взаимного квазитотального истребления вследствие принятия Православия. Земли гагаузского этногенеза – это Северо - восточная Болгария, а если быть точнее – регион Варна – Делиорман (Лудогорие).
 
Очаги гагаузского этногенеза были отмечены в Эпире, Македонии, Албании и Фессалии, однако везде, включая земли их происхождения – Северо-восточную Болгарию, они были почти полностью ассимилированы титульными нациями. Массивное появление гагаузов - колонистов в Буджакской степи связано с русско-турецкой войной 1806 – 1812 годов, но и тогда, они появились здесь под другим именем. Тюркоязычные гагаузы боялись быть отвергнутыми российскими чиновниками, которые не слишком разбирались в лингвистических и конфессиональных тонкостях. Для них тюрки были турками, независимо от вероисповедания. По этой причине, они были вынуждены выдавать себя за болгар или греков, языки которых они знали еще с родных мест. В статистических документах того времени, гагаузы регистрировались как «болгары» или «задунайские переселенцы». Такое положение вещей сохранялось до конца XIX века.
 
Не следует забывать тот факт, что через Буджакскую степь прошли не только тюрки, но и другие племена, которые принадлежали к другим семействам и языковым группам. До прихода гуннов здесь господствовали готы, аланы были ираноязычными, а венгры относятся к финно-угорской группе. Они пришли из Зауралья – местности под названием Югра (молдавский летописец называл прародину венгров – Юхра), здесь они нашли свой кочевнический рай – Ателькузу или Этелькузу – так называли мадьяры северопричерноморские степи между Днепром и Днестром, до своего нашествия в 898 году на Паннонскую равнину, но были изгнаны оттуда тюркскими болгарами. Тем более, славяне, которые проходили по этим местам на своем пути к Царьграду и подавно не были тюркоязычными.
 
Точку над «i» в этом круговороте поставили татаро – монголы. В 1241 году орды предводительствуемые Батыем прорвались в Центральную и Юго-Восточную Европу, оставаясь в интересующем нас регионе до середины XIV века. Нашествия из Азии прекратились, с момента появления огнестрельного оружия, которое почти свело на нет преимущества кочевнической конницы, перед пешим войском.
 
После захвата турками крепостей Килия и Четатя Албэ, последовало переселение в Буджак татар - ногайцев. Комратские псевдоисторики пытаются и этих «привить» к славному генеалогическому древу гагаузского народа. Шутки шутками, но некоторые из них, используя созвучие имени первого человека (Адам) и гагаузского слова «мужчина» (адам), чтобы утверждать на полном серьезе, что Адам был... гагаузом, так же, как и в случае с древним городом Сузы в Месопотамии.  

Однако, ногайцы переселились в Буджакскую степь с позволения и по приказу султана лишь в XVI веке, после неудачной попытки Петру Рареша сбросить османское иго. Они перебрались в Буджакскую степь, в которой ранее не бывали и оставили после себя множество топонимов – Киоселия, Ермоклия, Минжир, Капаклия, Тараклия, Коштангалия, Кочулия, Казаклия и т. п., которые некоторые гагаузскин интеллигенты приписывают гагаузам, хотя они вовсе не разбираются в этимологии этих слов, поскольку язык ногайцев относится к другой ветви тюркского языка. После русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг., ногайские татары перебрались за Дунай - в Добруджу. В 1812 году, в степи Буджакской не осталось ни одного татарина.

 
Тюркские кочевники разных племен, которые прошли через Буджак, на своем пути в более богатые области, практически не принимали участия, в формировании румынского народа (по причине религиозных различий, о которых поговорим в отдельной главе – прим. авт.). Их присутствие чувствуется лишь в топонимике региона – современного Буджака и прилегающих территорий – (географические названия - к вышеупомянутым добавим Конгаз, Крокмаз, Талмиз, Комрат, Баурчи, Чок Майдан, Дезгинже, Жолтай, Бешалма, Чадыр, Этулия, Чишмикиой, Кубей, Ялпуг, Сасык, Тузла, Картал, Садык, Анадол, Мусаит и т. д.). Эти села населены румынами (Ермоклия, Минжир, Капаклия, Тараклия – Кэушень, Коштангалия, Капаклия, Кочулия, Крокмаз, Талмаз, Картал, Анадолу, Садык), болгарами (Тараклия, Киоселия), гагаузами (25 населенных пунктов с татарскими названиями и села со смешанным румыно-славянским населением (Мусаит, Тузла и др.).
 
О «ИСКОННО СЛАВЯНСКИХ» ЗЕМЛЯХ БЕССАРАБИИ И НИЖНЕГО ДУНАЯ

 
Претензии гагаузов на право первых поселенцев в Буджакской степи весьма не новы. Задолго до них, такие претензии были выдвинуты московскими историками (в смысле –москалями). Они утверждают, что после того, как в правление Аурелиана римляне оставили Дакию, первыми жителями Днестровско – Прутского междуречья стали никто иные, как восточнославянские племена уличей и тиверцев (историческая наука впрочем, подвергает сомнению славянскую принадлежность этих двух народов). Более того, некоторые из известных российских историков, высказываются в пользу теории, которая на основании фрагмента из «Повести временных лет» Нестора доказывает, что прародина славян находилась на Нижнем Дунае, у гирла реки. Другие видят предков славян в роксоланах, которые были в степях Северного Причерноморья в III –IV вв. от Р. Х., хотя общеизвестно, что они относились к ираноязычному семейству. Некоторые «ученые» утверждают, что даже Аттила... из славян!
 
Большинство историков считают, что прародина славян находится в области междуречья Вислы и Немана, в нижнем течении этих рек, но, не доходя до Балтийского побережья. Из этого региона, они, разделившись на три потока, буквально затопили громадную территорию, которая доходила на западе - до Эльбы, на востоке – до истоков Днепра, на юге – до Эгейского моря, на севере – до Балтийского моря. Эти три потока и составили три подгруппы, на которые разделилась лингвистическая группа славян: западные – чехи, словаки, полабские славяне (из них остались лужицкие сербы); южные – сербы, хорваты, словенцы, болгары босняки[iii]; восточные – русские, украинцы[iv] и белорусы.


Расселение славян в ареале их распространения последовало лишь в VI веке. Они осели на завоеванных землях и начали их освоение. Не отрицая присутствие восточных славян в Днестровско – Прутском междуречье, мы, тем не менее, подчеркиваем, что они не были преобладающим элементом. Иначе, не их бы ассимилировали, а они ассимилировали бы прорумынское население. Уличи, впрочем, не были славянами, а тиверцы, по свидетельству русских летописей, были двуязычными. Иными словами, к IX веку, процесс их ассимиляции волохами (прорумынами) достиг довольно высокой степени.
 
Было много спекуляций по поводу совпадения названий молдавского села Пересечина Орхейского района и Пересечинским городищем, «стольным градом» этих племен. Археологи установили, однако, что и в этом случае, речь идет лишь о случайном совпадении. Остатки вышеназванного городища были обнаружены за сотни километров от румынского села с похожим названием, на берегу... Днепра. Во всяком случае, археологических памятников, свидетельствующих о присутствии славян в Бессарабии вообще, и Буджаке в частности, очень мало.
 
Что касается коренного населения – их присутствие в регионе прослеживается беспрерывно на всем протяжении известной истории, о чем свидетельствуют археологические источники, и вынуждены признать даже некоторые российские исследователи. Так, российская исследовательница И. Г. Коновалова в своей статье «К вопросу о ранней истории Белгорода и Килии», опубликованной в сборнике «Древнейшие государства Восточной Европы», Москва, 1994, с. 224 -231, отмечает присутствие в регионе восточнороманского населения, в период т. н. «веков молчания»[v].
 
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В БУДЖАКЕ

С религиозной точки зрения, на протяжении веков, в Буджаке сложилась парадоксальная ситуация. Этот, один из самых разнообразных в этническом отношении регионов Европы, в плане конфессиональном являет собой удивительную монолитность. Абсолютное большинство верующих относятся к Православной церкви. Это явление возникло не естественным образом (имеется в виду добровольное принятие Православия), а в силу государственного вмешательства. Речь идет об исходе мусульманского населения из края, после 1812 года, по приказу турецкого султана и халифа (духовного лидера всех мусульман суннитского толка – прим. авт.), возвращение немцев – лютеран «nach Vaterland», на историческую родину, согласно договоренности между СССР и гитлеровской Германией, в 1940 году. Евреи иудейского (мозаического) вероисповедания, которых было особенно много после XVIII века, массово эмигрировали в Палестину, позднее в Израиль или на Запад в 80 – 90 – е годы прошлого века. Часть из них была депортированы в лагеря губернаторства Транснистрии (за активное участие в вооруженных выступлениях против румынского государства в межвоенный период). Некоторая часть евреев была депортирована Сталиным в Сибирь в 1940 и 1949 годах, во время коллективизации и т. н. «кампании по борьбе с космополитизмом».

 
О периоде предшествующем III веку, когда население края приняло христианство, было написано достаточно. Местные гето-даки поклонялись Замолксису, кочевники, совершавшие периодически нашествия – язычниками. Их культы содержали элементы тотемизма, анимизма и магии, о чем свидетельствуют археологические материалы обнаруженные в их могильниках (к примеру – скифские курганы). Христианизация Дакии началась с апостольской миссии Святого Андрея Первозванного, который согласно христианской традиции проповедовал в этих местах Евангелие, почти сразу же, после Воскресения Спасителя.
 
Волны кочевников из Центральной Азии почти не оставили следов и по причинам религиозного порядка. Они, в отличие от местных древних румын, не были христианами, поэтому и речи не могло быть о взаимной ассимиляции. Поляки, венгры и куманы, которые в разное время приняли католицизм, так же, как и язычники – кочевники, не смешивались с местным населением, которое на протяжении своей христианской истории, сохранило верность Православию.
 
До 1813 года, когда была создана Митрополия Кишинева и Хотина (т. е. всей Бессарабии), православные христиане Буджака с церковной точки зрения, подчинялись Проилавской (Браильской) митрополии, которая между 1538 – 1806 гг. входила непосредственно в Константинопольскую патриархию. К той же Проилавской митрополии относились и все христиане (т. е. румыны) олата (округа ) Возия – южной части Буго – Днестровского междуречья.
 
С начала румынской государственности, эти земли входили в состав Мунтении. Впрочем, об этом свидетельствует и говор населения в зоне Нижнего Прута и Дуная – он мунтянский, а не молдавский. Господарь Александру чел Бун (Добрый) присоединил к Молдавскому княжеству восточные окраины мунтянских владений.     
 
Финансовая поддержка Проилавского епископства и в годы татарско – турецкого владычества, наглядно доказывает континуитет румынского населения в Буджаке. Если этот край, как пишут российские и гагаузские «историки», до 1812 года был пустынным, какой резон был у турков содержать это епископство?. Греческие рыбаки и купцы были слишком малочисленны, для такой церковной административной единицы. Армянские купцы и ремесленники относились к армянской григорианской монофизитской церкви и были также чужды православным румынам, как и немцы – протестанты или генуэзцы – католики.
 
via www.mdn.md

<назад                                                                        продолжение>

Форма входа
E-mail:
Пароль:
Гагаузия в новостях, e-mail: info@gagauzia.ruКонструктор сайтов - uCoz