Гагаузия в новостях - это новости Гагаузии в СМИ Гагауз Ери, Молдовы и других стран. Публикации о Гагаузии в Интернете. Общество. Политика. Культура. Образование. Спорт. Криминал. Объявления. Новости и реклама от пользователей сайта.

Новости Гагаузии Гагаузия в Интернете История Буджака Выдающиеся гагаузы Добавь свою новость

Меню сайта

Это интересно

Гагаузия в Интернете

Выдающиеся гагаузы


Культура гагаузского народа: история, современность, перспективы

Культурный уровень народа определяется его отношением к ценностям прошлого, ко всему, что составляет его духовные традиции. Предки гагаузов на протяжении веков собирали знания, вырабатывали народную мудрость и стремились передать это духовное богатство будущим поколениям.

Анализируя полученное нами от наших предков этнокультурное наследие, мы оцениваем, с одной стороны, состояние традиционно-бытовой культуры (фольклор, народная музыка, хореография, изобразительное искусство, народные обычаи, праздники и обряды и т.д.), с другой - развитие профессиональной культуры народа (художественная литература, музыка, искусство, театр, наука). Исходя из этого можно определить, в какой мере они выполняют этнические функции и насколько удовлетворяются национально-культурные потребности народа.

В силу исторических причин с XVIII века гагаузы пережили ряд разрывов исторической памяти, а значит, и этнической традиции. Неоднократные переселения привели к тому, что для этнической идентификации гагаузов стала важна их религиозная идентификация как православных. Вполне возможно, что именно это определяет содержание исторической памяти, которая сохранила именно воспоминание о том, как гагаузы с Балкан переселились в Бессарабию, и не сохранила то, что представлялось незначимым. Поэтому в вопросах культуры гагаузов периода средневековья мы можем основываться только на материалах, касающихся исследования региона проживания гагаузов в Добрудже. В этих исследованиях мы находим материалы о средневековой культуре и экономике. По этому поводу болгарский учёный-археолог Г. Атанасов пишет, что в османскую эпоху гагаузы были преобладющим христианским населением на всём побережье от Бабадага до Варны и Провадии. На фоне вышеуказанных фактов важным является то, что эта территория почти совпадает с границами Добруджанского деспотства в XIV веке. Основное гагаузское население проживало в средневековых городах и поселениях Калиакре, Каварне, Балчике и Варне.

Отголоски этих событий мы находим в работе русского этнографа В.А. Мошкова в сборнике "Наречия бессарабских гагаузов", в которой собраны фольклорные, исторические тексты, исторические легенды и предания гагаузов о периоде жизни в Османской империи, записанные в конце XIX века в гагаузских сёлах Бессарабии.

С 1895 года В. Мошков приезжал в Бессарабию для сбора этнографического материала о гагаузах, он подробно изучил духовную и материальную культуру гагаузов Бессарабии, а потом совершил путешествие на Балканы, в результате чего появились этнографические очерки "Гагаузы Бендерского уезда", опубликованные в журнале "Этнографическое обозрение" за 1901-1904 гг.

В этих очерках русский этнограф отметил уровень культуры гагаузов Бессарабии конца XIX века. В качестве примера Мошков приводит город Комрат: "Комрат: столица Гагаузии: - представляет из себя очень бойкое, богатое и даже довольно цивилизованное, по сравнению со многими другими, местечко, в котором есть большой собор, реальное училище, два-три сельских училища, камера земского начальника, контора нотариуса, квартира станового пристава и множество лавок. Здесь в хороших каменных домах проживают гагаузские богачи, преимущественно крупные землевладельцы и купцы. Интересно, что в варшавских польских газетах очень часто можно прочесть объявления о времени, когда начинаются занятия в Комратском реальном училище, так как многие варшавяне, за неимением свободных вакансий в Варшаве, отдают сюда в науку своих сыновей. Отсюда выходит в нашу русскую интеллигенцию немало состоятельных гагаузов".

Действительно, в конце XIX - нач. XX вв. у гагаузов Бессарабии появилась своя интеллигенция - деятели культуры и науки. Среди них оперная певица Мария Златова, уроженка Комрата, учёный Алексей Барладян, уроженец Комрата - учёный-генетик, писатель Михаил Михайлович Чакир, педагог, учёный этнограф Харлампий Монастырлы. Большую роль в культуре народа играли православные священники - выпускники Кишинёвской духовной семинарии, уроженцы гагаузских сёл Бессарабии. В этом списке Семён Топалов из колонии Гайдар, который работал учителем в Кишинёвском приходском училище, протоиерей Кирияк Топал из колонии Гайдар, Фёдор Златов из Комрата, который преподавал Закон Божий в Комратском реальном училище. Иван Иванов из села Комрат Бендерского уезда окончил Киевскую духовную академию, служил благочинным в Бендерском уезде. Федор Чакир из села Чадыр-Лунга служил священником в Измаиле, инспектировал церковно-приходские школы уезда. Иван Койчев из села Джолтая Бендерского уезда окончил Киевскую духовную семинарию, служил преподавателем в Кишинёвском духовном училище. Макарий Чакир окончил духовную семинарию, затем - Санкт-Петербургский университет.

В Бессарабию гагаузы прибыли с уже сложившимися чертами культуры, во многом общими с культурой населения Северо-Восточной Болгарии. Однако в течение XIX века в связи с миграционными процессами многие стороны духовной и материальной культуры гагаузов в южной Бессарабии изменились. К концу XIX века у задунайских переселенцев сложились новые её формы, ставшие традиционными для всего населения южной части края.

Коллективное сознание гагаузского общества учёные характеризовали чертами, свойственными "бесписьменной" культуре. Отсутствие письменности на гагаузском языке до начала XX века не означает, что у гагаузов не происходило духовного развития. Есть много примеров использования гагаузами для нужд своей культуры греческой, болгарской, молдавской, русской письменности. На греческом писал Д.К. Крахтоглу, на болгарском - А. Манов, Г. Занетов, на русском - П. Драганов, Д. Чакир, на молдавском - М. Чакир. И это тоже - гагаузская литература.

Первым, кто проложил дорогу национальной письменности, является протоиерей Михаил Михайлович Чакир - учёный, писатель, общественный деятель. Он перевёл на гагаузский язык "Евангелие" и молитвы православия: "Псалмы", "Начало христианского учения с кратким катехизисом", "Святую историю церкви старого и нового завета", "Церковную историю", "Историю старых святых", "Историю новых святых" и др. В 1904 г. М.Чакир ходатайствовал перед Священным Синодом о разрешении печатать газету на гагаузском языке. Газета, которая называлась "Хакикатын сеси", выходила с 1907 по 1938 год, сначала на кириллице, а потом - на латинице.

Историческая память гагаузского народа хранит предания о выдающемся роде - Чакир, известной в прошлом семье гагаузских религиозных деятелей. В XIX в. более двадцати представителей этой фамилии были служителями церкви. Среди них - священники, дьячки, дьяконы, пономари, псаломщики и протоиереи. Нередко священники из рода Чакиров служили народу и как учителя, и как просветители, и как общественные деятели.

Сложным был для гагаузов в социально-культурном отношении румынский период Бессарабии 1918-1940 гг. Но даже в эти трудные годы XX в. некоторые гагаузы получили высшее образование, и в дальнейшем стали известными людьми: учёными, академиками, министрами, военными. Это - академик Михаил Николаевич Губогло (уроженец Чадыр-Лунги), вице-премьер-министр и председатель Сената Румынии Александр Бырлэдяну (уроженец Комрата), академик Владимир Топчу (уроженец с. Томай), академик Глеб Драган (уроженец села Копчак), доктор наук Анатол Макриш (уроженец села Бешалма), музыкант и композитор Иван Фазлы (уроженец с. Казаклия), композитор и музыковед Василий Ёкюзчю (уроженец с. Баурчи), художник Иоанн Папазоглу (уроженец г. Комрата).

В СССР в 50-е годы XX века началось ускоренное социально-экономическое и культурное развитие гагаузского народа. Школьное и высшее образование свыше 95% гагаузов получали на русском языке, и этот язык стал для гагаузов вторым родным. Свободное владение русским языком обеспечило гагаузам достойное социально-культурное развитие.

28 февраля 1950 г. Бюро Центрального Комитета КП (б) Молдавии приняло решение "Об установлении гагаузской письменности". С этого времени начинает развиваться гагаузская поэзия, проза, литературная критика.

За период 1944-1991гг. социально-культурный облик гагаузского народа изменился коренным образом. Число лиц с высшим образованием (в расчете на 1000 чел. населения) возросло за эти годы более чем в 30 раз, число лиц со средним специальным образованием - почти в 20 раз, с общим средним - более чем в 40 раз. В целом в 1989 г. 40% гагаузского населения Молдавии имели среднее, среднее специальное и высшее образование.

В 60-80-е годы XX века сформировалась гагаузская творческая интеллигенция. С 1959 года начинается системное издание литературы на гагаузском языке. Дионис Танасоглу выпустил фольклорно-литературный сборник "Буджактан сесляр" ("Буджакские голоса"). Его издание положило начало гагаузской литературе. В дальнейшем появились ряд художественных произведений гагаузских авторов Н.Танасоглу, Н.Арабаджи, Д.Танасоглу, Д.Кара Чобана, М.Кёся, С.Куроглу, Г.Гайдаржи, Н.Бабоглу.

В институтах Академии наук МССР и в высших учебных заведениях выросло поколение научных работников. В их числе - почетный академик АНМ М. Губогло, филолог Г. Гайдаржи, доктор физико-математических наук Д. Недеогло, историки С. Куроглу, М. Маруневич и многие другие.

Большой вклад вносили в развитие и популяризацию гагаузской культуры гагаузские художники Д. Савастин, П. Фазлы, П. Влах, Ф. Кысса, Ф. Трынка, Р. Ангельчев, Д. Айоглу, М. Арабаджи и другие.

В художественных полотнах, графических работах, экслибрисах и декоративных изделиях художники отразили быт и культуру тружеников гагаузского села во всем их многообразии, выявляя гагаузскую этническую специфику и элементы нового быта. Работы этих художников экспонировались на международных, всесоюзных и республиканских выставках, а также в районных центрах, гагаузских селах. Развивалось музыкальное искусство гагаузского народа. Получили признание выдающиеся деятели культуры певец Иван Басс, дирижёр симфонического оркестра Николай Кыльчик. М.Колца создал хоровые произведения на основе гагаузского фольклора. Из среды гагаузского народа вышли оперные певцы Степан Курудимов, Галина Влад, Марина Радиш.

После создания гагаузской автономии в 1994 году начался новый этап в развитии гагаузской культуры. Несмотря на кризисное развитие республики в 90-е гг., в Гагаузии сохранена сеть учреждений образования и культуры. Они выполняют свою главную задачу - сохраняют и развивают народные традиции. Гагаузская культура вступила в пору зрелости. Проводятся международные фестивали "Хедерлез" и "Касым", этнокультурный фестиваль народов Гагаузии, праздник языка и культуры "Ана дилимиз", фестиваль исполнителей гагаузских песен "Гагауз тюркюсю", фестиваль вина и другие национальные гагаузские празднества. Успешно выступают ансамбли песни и танца. В 1997 г. в Чадыр-Лунге открыт гагаузский театр им. М. М. Чакира.

Создан и развивается Комратский университет. Он готовит специалистов для системы образования и культуры Гагаузии.

На наш взгляд, для развития культуры гагаузов, живущих в Молдове, необходимо изучение культуры гагаузов, проживающих в различных странах мира, увеличение объёма передач в теле- и радиоэфире, увеличение издания книг на гагаузском языке, а также литературы о гагаузах на молдавском, русском и украинском языках, издание словарей и справочников гагаузского языка, увеличение объёма и частоты публикаций в СМИ о жизни гагаузского народа.

Гагаузы - православный тюркоязычный народ, обладающий богатой и самобытной культурой. На перепутьях истории православие явилось стержнем гагаузской этнокультурной самобытности, опорой гагаузского национально сознания. Данный обзор развития гагаузской культуры свидетельствует о стойкости гагаузского этноса в защите своей этнической идентичности. Этот вывод позволяет нам с уверенностью утверждать, что у гагаузской культуры есть не только прошлое, но и будущее.

via www.nm.md

                     предыдущая страница                               следующая страница

Форма входа

Спонсоры сайта
Регистрация предприятий киев быстро от Хесториа

Новости

Поиск
Гагаузия в новостях, e-mail: info@gagauzia.ruКонструктор сайтов - uCoz