Гагаузия в новостях - это новости Гагаузии в СМИ Гагауз Ери, Молдовы и других стран. Публикации о Гагаузии в Интернете. Общество. Политика. Культура. Образование. Спорт. Криминал. Объявления. Новости и реклама от пользователей сайта.

Новости Гагаузии Гагаузия в Интернете История Буджака Выдающиеся гагаузы Добавь свою новость

Меню сайта

Это интересно

Гагаузия в Интернете

Выдающиеся гагаузы


Захарий Чакир (1770-1830)

Духовный пастырь, просветитель, мудрый советчик, вдохновитель переселения своих прихожан в Буджак и основатель Чадыр-Лунги... Захарий Чакир не мог не вызвать у гагаузов воспоминания о Моисее. Патриарх. Это библейское слово лучше всего выражает ту роль, которая выпала на долю Захария Чакира, хотя он и прожил только 60 лет. В его жизни отразилась самая бурная, драматическая эпоха, определившая судьбу гагаузов Бессарабии после переселения с Балкан в Буджак. И сам он был значимой, мощной фигурой, узнаваемой не только по библейским аналогиям, т.е. в прошлом, но и в своих потомках, в духовных пастырях и просветителях из рода Чакиров - в будущем.
Но сначала погрузимся в прошлое. Захарий Чакир был сыном Дмитрия Чакира (Чорбаджиоглу) и внуком Янчу Чорбаджиоглу, убитого разбойниками в селе Шабла во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. После гибели Янчу его сыновья Дмитрий и Желез, оставив все нажитое, переправились через Дунай и поселились в Валахии, недалеко от города Плоешты. Жизнь беженцев полна лишений. Захарий был включен в круговорот выживания с малых лет, помогал старшим.
Его отец был грамотным человеком и, следуя семейной традиции даже в этих тяжелых условиях, подыскал для мальчика школу в Плоештах. Если бы воля Чакира-отца не вынесла жизненных испытаний, если бы он утратил уважение к вечным человеческим ценностям, которые грубо попирались у него на глазах, не было бы у гагаузов той опоры, того наставника, который вырос из Чакира-сына.
В 1790 г. беженцы вновь переселились - на этот раз в Бессарабию, на земли помещика Ивана Балыпа. Здесь они основали селение, начали строить церковь и попросили молодого Захария Чакира стать их священником. В 1802 г. Захарий женится. Вскоре после этого по изволению Епархиального Хушского архиерея «он был рукоположен в сан священника церкви села Чадыр».
Вскоре отец Захарий объявил прихожанам, что в его доме открывается начальная школа. Детей предполагалось учить «грамоте молдавской, церковной и отчасти славянской». Прихожане обращались к своему священнику по всем сложным вопросам, на которые не могли найти ответа. Ему удавалось поддерживать, выправлять жизнь людей, попавших в беду или отчаявшихся.
Но вот закончилась война 1812 года, Бессарабия присоединяется к России. Власти награждают духовенство -за успешное заступничество перед Всевышним... В числе других получает «особый знак Высокомонаршего благоволения» и священник Афанасьевской церкви Захарий Чакир. Вот описание ордена из императорского указа: «Этот крест бронзовый, с одной стороны с надписью «не нам, а имени Твоему», а с другой - Всевидящим Оком и надписью «1812 год». В жизни переселенцев опять начинается новая эпоха. С 1806 г. на Балканах сражались две империи: Российская и Османская, и в Буджак (южная часть Бессарабии) бежали из Северо-восточной Болгарии гагаузы и болгары. По степи тогда кочевали буджакские татары («ногайцы»); некоторые из них ушли к туркам, часть татар Российская империя переселила на Северный Кавказ. А гагаузским колонистам Буджака российское правительство обещало льготы и различные преимущества. Село Чадыр всколыхнулось, люди приходили к отцу Захарию советоваться. Было решено переселиться на казенные земли. Но осуществить задуманное оказалось непросто. Помещик Ион Бальш, когда-то пригласивший переселенцев на свои земли, узнал об этом «новом исходе» и, как ветхо-заветный фараон, пришел в ярость. Но гагаузы уже решили переселиться на казённые земли. Оставаться под властью помещика они больше не желали. Правда, сначала в Буджак отправилась экспедиция: отец Захария и сопровождающий сельчанин Стефогло, чтобы выбрать на казенных землях новое место для села. Целых два месяца искали они подходящее место в буджакской степи. Наконец нашли. Сегодня на этом месте – город Чадыр-Лунга. Уходя в Буджак, переселенцы взяли с собой все, что могли, включая церковную утварь. Бальш послал за ними погоню, чтобы задержать и вернуть беглецов, но те успели затеряться в бескрайней, как море, степи.
Тогда Бальш обратился к властям с прошением. Это было уже второе его письмо по вопросу о переселении гагаузов (упоминается уход какого-то селения в Татар-бунары). Бальш пытается убедить власти, что это только начало, за первыми колонистами в Буджак потянутся другие, «а помещики все останутся без имений».
Некоторое время ситуация оставалась неопределенной, но вскоре российское правительство приняло решение запретить помещикам возвращать поселенцев обратно на помещичьи земли. Теперь гагаузы строили свои землянки на законном основании ...Одной из первых забот чадыр-лунгцев было построить церковь. Дмитрий Чакир, внук Захария, пишет об этом в своей книге «Биографический очерк рода и фамилии Чакир».
«...На юго-восточной стороне села, на возвышенном месте, была наскоро построена церковь в виде дома, из хвороста плетенная, глиной обмазанная, камышом и бурьяном покрытая. Впоследствии церковь эта неоднократно снаружи переделывалась, но без всякой реставрации иконостаса, который и по настоящее время существует в старой церкви села Джолтай, Бендерского уезда, Чадыр-Лунгской волости. Иконостас был подарен туда жителями Чадыр-Лунги после постройки у себя новой каменной церкви. Живопись на этом иконостасе старинная, строгого греческого стиля». Земля обетованная не обманула переселенцев. Ее было много... Собирали хороший урожай, разводили скот... Благодаря экономическим и социальным льготам буджакские колонии достигли настоящего расцвета. «Паши и сей, сколько желаешь и можешь, пасти скот вволю - нет запрета и контроля ни от кого». Конечно же, и здесь отец Захарий открывает школу. Единственным учебным пособием была славянская «Азбука», отпечатанная в Киево-Печерской Лавре. По словам Косты -пономаря (Константина Чакира), умершего в глубокой старости около 1880 года, «учение в этой школе велос-приблизительно так.... Учениками были большей часть взрослые юноши. Буквы указывались длинной указкой произносились по буквослагательному способу. Ученики произносили буквы громогласно, поэтому посторонний мог без всякой вывески узнать, в каком доме размещается школа. ...Письму обучали оригинально. Так, для перво¬начального обучения письму приготовлялся желобок из досок, примерно в сажень длиной, укрепленный на ножках. Желобок наполнялся песком, и на этом песке указательным пальцем ученики изображали буквы под руководством учителя или старшего ученика до тех пор, пока не привыкали. Потом переходили к другому методу письма. Для этого приготовляли таблицы или доски, около 5 вершков в ширину и около 8 вершков в длину, крашенные черной краской и разграфленные приспособительно к письму. На этих досках ученики после песчаного письма писали гусиными перьями и белыми чернилами, приготовленными из мела (крейды). И лишь после этого начинали писать на бумаге черными чернилами. Учеников, пишущих на бумаге, называли «писарями» (окумуш)».
В 1830 г. отец Захарий умер от холеры и был похоронен в ограде церкви. Смерть унесла человека, еще полного сил. Отец Захарий ушел в такое время, когда жизнь гагаузов на новом месте еще могла показаться даже его зоркому, взыскательному взору наполненной и наконец-то спокойной...

via www.gagauzy.com
назад                                                                               вперед

Форма входа

Спонсоры сайта

Новости

Поиск
Гагаузия в новостях, e-mail: info@gagauzia.ruКонструктор сайтов - uCoz